ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРУ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ»
УЧИТЕЛЬ: СОТНИКОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА
ЦЕЛЬ: проанализировать содержание и структуру текста, опираясь
на знания учащихся по стилистике, лексике, морфологии, словообразованию,
синтаксису, работа с изобразительными средствами языка.
ЗАДАЧИ: 1. Вести учащихся от общего восприятия целого текста
к разбору его частей.
2. Вырабатывать у учеников целенаправленные и продуктивные
умения и навыки составления текстов, развитие связной речи.
3. Поэтапная работа над планом содержания и планом выражения.
4. Выявление изобразительно-выразительных средств языка.
5. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, раздаточный материал (карточки с
текстом, подборка картинок об осени, дополнительный наглядный материал).
ХОД УРОКА:
I этап
- Какая синтаксическая единица перед нами?
У: Это текст.
- Что такое текст. Докажите, что это текст.
У: Перед нами ряд предложений, связанных по смыслу и
расположенных в определённой последовательности. Все предложения объединены
единой темой. Этот текст можно озаглавить.
- Как иначе можно озаглавить этот текст?
II. Определение стиля текста.
(Метод исключения)
- Какие стили речи мы знаем?
У: Научный стиль, разговорный и художественный.
- Дал ли автор точные сведения в тексте, такие, которые мы
можем встретить в научной литературе?
У: Нет, не дал. Значит, это не научный стиль.
- Ведёт ли автор разговор с собеседником?
У: Нет, значит, это не разговорный стиль.
- Рисует ли автор картину, передавая своё отношение к увиденному?
У: Да, рисует. Значит, это художественный стиль. Высказывания
конкретны, наглядны, эмоциональны.
III. Определение типа текста.
- Какие типы текста мы знаем?
У: Повествование, описание, рассуждение.
- Определите тип текста.
У: Это не рассуждение, т.к. автор не рассуждает и ничего не
доказывает. Автор рисует картину состояния природы, повествует об увиденном. В первой части текста есть небольшое описание
листьев. Но всё-таки это повествование.
IY. Определение основной мысли
текста.
Определение темы текста.
- Что такое тема текста?
У: ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём говорится в тексте. В данном
случае – это состояние природы осенью, изменение деревьев.
- Найдите основную мысль текста.
У: Предложения, в которых выражена основная мысль текста в
повествовании, обычно завершают его. Это предложения № 14, 15.
Основная мысль - начался
листопад. Листья везде, они кружатся в воздухе, они вверху, внизу.
Y. Анализ содержания текста и
средств языка.
- Какую картину нарисовал автор текста?
У: Автор нарисовал очень образную картину, ярко изобразил
природу осенью, точнее такое явление, как
л и с т о п а д.
- Как вы догадались, что текст о листопаде, ведь это слово ни
разу не употребляется автором?
У: Автор употребляет ряд синонимов, по которым можно
догадаться, что речь идёт о листопаде: дождь, водопад. Только «водопад» - это
падение воды, а «листопад» - падение листьев. Эти слова очень близки по
значению.
- Почему автор называет листопад «золотым дождём»?
У: Потому что листья осенью меняют цвет и становятся жёлтыми
или золотыми. Это слово употреблено в переносном значении.
- Необычное начинается с 1-го предложения (перечитайте его).
Переведите слова автора на обычный язык.
У: (Читает). Это значит, что всё лето листья подставляли
солнышку то одну, то другую сторону. И как бы пропитались солнечным светом.
- А что будет, если немного изменить предложение и прочитать
так: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладони и щёки, спины и животы».
У: Предложение утратило свою прелесть, разрушился образ
маленького симпатичного существа.
- Почему это произошло?
У: Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы,
изменился смысл слов, образ утратил своё очарование.
- Читаем предложение № 2. Какая картина нарисована здесь?
У: Автор говорит о том, что листья изменили свой цвет и
называет их «солнышками».
- Почему осенью листья желтеют?
У: Хлорофилл разрушается в клетках.
- Автор знает об этом?
У: Да, но он показывает листья как живые существа и не
отступает от созданного образа.
- Предложение № 3. Неожиданность – глаголы, употреблённые в
этом предложении. Почему «потекли», а не «закапали»?
У: Так как «закапать» - падение
отдельных частиц, а «потечь» - сплошное движение, поток. Автор рисует нам листопад не в
образе дождя, а в образе ливня.
- Предложение № 4, 5, 6. листья полетели, запрыгали,
понеслись. Что это значит? Почему автор так говорит о листьях?
У: Потому что листья сохранили лёгкость. Они налились не
весом, а цветом, приобрели характерные осенние цвета – багряные и золотые.
- Какой бывает обычно осенний дождь?
У: Дождь осенний обычно тоскливый, холодный, монотонный. А
этот дождь необычный, он весёлый, золотой. Создаётся мажорная картина.
- С помощью чего автор показывает нам изменения в осеннем
лесу?
У: Автор показывает изменения с помощью глаголов. Их очень
много в этом тексте.
- Автор нарисовал подвижную или неподвижную картину? С кем бы
вы его сравнили? С фотографом или кинооператором?
У: Автор нарисовал подвижную картину. Постоянно что-то
происходит. Автор не фотограф, а кинооператор, т.к. фотограф может запечатлеть
один момент, а у кинооператора картина более полная и интересная.
- Обратите внимание на существительное «капля». Что может она
совершить?
У: Она может капнуть, упасть.
- А кто или что может щёлкнуть?
У: Может щёлкнуть замок или птица, человек.
- Почему же капля щёлкает?
У: Потому что листья сухие и звук упавшей капли похож на
щелчок.
Мы слышим звуки.
- Рассмотрим заключительные предложения № 12, 13, 14. Какое
слово здесь повторяется и почему?
У: Здесь повторяется слово «листья». Это не повтор, автор
сделал это специально, чтобы ещё раз обратить внимание на это главное слово.
Это помогает увидеть разгар листопада.
YI. Анализ структуры текста.
- Что мы можем сказать о строении текста?
У: Этот текст можно расчленить по смыслу на несколько
абзацев, эти абзацы можно озаглавить, т.е. составить план этого текста.
- Попробуем озаглавить каждый абзац. Для этого прочитаем
отрывками.
(Чтение кусочков текста и озаглавливание).
П л а н (на доске)
1. Пёстрые листочки.
2. Сверкающий водопад.
3. Золотой дождь.
- Что вы можете сказать о строении текста?
У: Здесь 15 предложений. Текст представляет
собой законченное повествование. Оно состоит из 4-х абзацев.
- Итак, представим этот текст в виде поезда. Давайте
поработает с I-м абзацем.
У: Абзац состоит из 7-ми предложений. Все глаголы в них стоят
в прошедшем времени. Первое предложение полное, здесь есть и подлежащее, и сказуемое. 2, 3, 4, 5, 6-е предложения
неполные, в них отсутствует подлежащее, но оно легко восстанавливается по
смыслу, это слово «листья». Здесь обычный порядок слов. Почти все глаголы
совершенного вида (признак повествования).
- Как связаны предложения в этом тексте?
У: Предложения связаны параллельно. В первом предложении
говорится о листьях. В последующих предложениях слово «листья» не повторяется,
но подразумевается.
- Проанализируем 2-й абзац.
У: Во 2-ом абзаце все глаголы в будущем времени.
Действие как бы ускоряется. Этому также способствует
необычный порядок слов, когда в предложении на первом месте стоит глагол –
сказуемое, а после него – подлежащее, выраженное существительным. Здесь все
предложения сложные, состоящие из 2-х грамматических основ.
- Что происходит в следующих абзацах?
У: Дальше действие замедляется. Здесь уже глаголы, стоящие в
настоящем времени. Эти два абзаца можно объединить, т.к. они очень тесно
связаны по смыслу. Все предложения полные. В 12, 13, 14-ом предложениях есть
однородные члены. Все глаголы совершенного вида.
- Обратите внимание на тире. Этот знак есть во всех сложных
предложениях второго абзаца. Что бы вы об этом сказали?
У: В этих предложениях быстро меняются события.
- Можно ли назвать этот текст эмоционально-окрашенным? Что на
это указывает?
У: На эмоциональность текста указывает экспрессивные или
уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных:
1. ладошки – – к –
2. щёчки – – к –
3. спинки – – к –
4. солнышки – – ышк –
5. животики – – ик –
6. листик – – ик
- Чем пользуется автор, чтобы одушевить нарисованную картину?
У: Автор вводит в текст метафоры и эпитеты.
- Подтвердите это примерами из текста.
У: Здесь есть олицетворения:
О листьях: ладошки, щёчки, спинки, животики (как у человека).
Листья бегут.
У: Автор употребляет глаголы в переносном значении:
потекли – стали сыпаться
брызнули – рассыпались в разные стороны
лопочут – качество человека, что значит «говорить быстро».
- Какие сравнения есть в тексте?
У: Как солнышки
понеслись куницами
полетели иволгами
запрыгали белками
- Найдите эпитеты.
У: Золотые листья.
золотой дождь
пёстрый смерч
сверкающий водопад
Все эти средства создают образную картину.
- Что можно сказать о лексическом составе этого текста?
У: Здесь есть антонимы: вверху – внизу (листья),
употребляются слова в переносном значении, есть синонимы. Так
к слову «листопад» можно подобрать синонимы: дождь, водопад, смерч, ливень.
- Таким образом, мы очень подробно проанализировали
содержание и структуру текста Н. Сладкова «Золотой дождь». Какое впечатление
произвёл на вас этот рассказ? Понравился или нет? Можно ли назвать автора
художником, мастером?
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Всё
лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики.1 И до того налились и пропитались солнцем, что к осени
сами стали как солнышки – багряными и золотыми.2 Налились,
отяжелели и потекли.3 Полетели иволгами по ветру.4 Запрыгали
белками по сучкам.5 Понеслись куницами по земле.6 Зашумел в
лесу золотой дождь.7
Капля
по листику щёлкнет сорвётся лист.8 Синицы на ветке завозятся – брызнут листья
по сторонам.9 Вдруг ветер налетит – закружится пёстрый смерч.10 А если
неуклюжий косач с лёту вломится – хлынет сверкающий водопад.11
Листья
шуршат, скребут, лопочут.12 Листья летят, качаются и бегут.13 Листья
вверху, внизу и вокруг.14
Шумит
золотой дождь.15